Калининградский вагоностроительный завод: 

вехи истории


1940-е годы

В соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 14 октября 1945 г., приказом Народного Комиссара транспортного машиностроения СССР от 29 октября 1945 г. создана комиссия для приемки Кенигсбергского вагоностроительного завода. В январе 1946 г. прибыла первая группа советских руководящих работников в количестве 6 человек, а также рабочие и ИТР - 150 человек из Калининского вагоностроительного завода и 75 человек из Нижне-Тагильского завода.


Датой образования советского предприятия считают 24 февраля 1946 г. – дату приказа по Кёнигсбергскому вагоностроительному заводу о вступлении директора завода В.П. Горбунова в должность. Однако из содержания других документов можно предположить, что деятельность предприятия началась с 11 февраля 1946 г.

1940-е годы

Трудовой коллектив предприятия формировался из рабочих, прибывавших по вербовке из Тамбова, Нижнего Тагила, Челябинска, Коломны, Пензы, Ульяновска и др. городов. Также на завод принимались демобилизованные военнослужащие Красной Армии и немецкое население. На самых первых порах использовался труд военнопленных (для расчистки территории завода).


Восстановительные работы на новом предприятии начались с 1 марта 1946 г. Производственные здания имели значительные разрушения: пробоины в стенах, окна без стёкол, выбитые двери. Заводские коммуникации были полностью или частично нарушены (не было обеспечения водой и электроэнергией), телефонная станция и здание заводоуправления сгорели.

Поначалу предполагалось собирать вагоны целиком из деталей, произведенных на Калининском вагонзаводе. Но поставки систематически срывались. Приходилось изготавливать недостающие детали на месте. Первую продукцию завод выпустил в апреле 1946 г. - 5 первых советских думпкаров.

1940-е годы

При заводе была создана школа ФЗО (фабрично-заводского обучения). В ноябре 1946 г. 130 её выпускников пополнили рабочий коллектив.
В конце 1946 г. завод начал подготовку к выпуску 40-тонных саморазгружающихся вагонов. К концу 1947 г. было изготовлено 107 единиц четырёхосных 40-тонных думпкаров.
В 1947 г. завод приступил к выпуску товаров широкого потребления. До 1953 г. завод выполнял капитальный ремонт старых кенигсбергских вагонов.

 
В феврале 1948 г. завод изготовил первые четырёхосные 50-тонные думпкары.
С 1948 г. завод отказался от государственной дотации.
«Калининградская правда» от 30 декабря 1950 г. писала о том, что завод изготовил и досрочно отправил крупную партию саморазгружающихся вагонов для строительства Куйбышевской гидроэлектростанции. Затем коллектив завода выполнил большой заказ для строительства Волго-Донского канала.

1950-е годы

В 1951 г. освоено производство 1,5-тонных аккумуляторных автопогрузчиков, платформ для 15- и 20-тонных железнодорожных кранов, в этом же году начался их серийный выпуск, платформы стали поставляться на экспорт. В 1952 г. началось мелкосерийное платформ для 25-тонных железнодорожных кранов. В это время наиболее известными передовиками производства были строгальщик В.В. Дюков и фрезеровщик А.И. Колонтаевский.

 
По специальному заданию правительства для колхозов и совхозов в 1954-1955 гг. было изготовлено более 2000 штук 0,5-тонных кормозаправников.

 
В 1956 г. на заводе организовано научно-техническое общество.

1960-80-ые годы

С 1960 г. продукция завода регулярно экспонировалась на ВДНХ и ряде международных выставок.

 
В 1963 г. впервые в СССР на Калининградском вагонзаводе выпущены 180-тонные думпкары длиной 18,5 м, заменявшие труд 200 рабочих.
В 1967 г. завершилась масштабная реконструкция цехов и участков. Производственные мощности завода увеличились в несколько раз.

 
В 1970-е-1980-е гг. автопогрузчики, думпкары, грузовые вагоны, вагоны для перевозки горячего агломерата, запасные части для железнодорожного транспорта – вот основная продукция этого периода.

 
Зарубежные поставки осуществлялись в ГДР, Польшу, Югославию, Японию, Китай, Корею.
Вагоны-самосвалы поставлялись на крупнейшие стройки страны, в том числе и на БАМ.

1990-е годы

В 1990-е гг. завод выпускал 27 типов думпкаров грузоподъемностью от 60 до 180 тонн, электропогрузчики 1,5-40 тонн грузоподъёмности, платформы для железнодорожных кранов грузоподъемностью 15-25 тонн.

 
В 1992 г. государственное предприятие Калининградский вагоностроительный завод преобразовано в ОАО «Вагоностроитель». 

2000-е годы

В настоящее время завод не производит думпкары и другую продукцию, выпускавшуюся в советское время; рассматриваются разные варианты использования территории предприятия, превращения в музей корпуса, в котором размещался кузнечный цех.