Калининградский вагоностроительный завод: 

Воспоминания

Антон Михайлович Гайдученок

- Как вас зовут и сколько времени вы работали на вагоностроительном заводе?
-Меня зовут Гайдученок Антон Михайлович. На вагоностроительном заводе я проработал немногим более двух месяцев.


-Расскажите о вашем образовании, какие навыки вы применяли на заводе?
-По образованию я инженер, механик, технолог, машиностроитель. Закончил КГТУ в Калининграде в 1998 году и, собственно, на заводе применял те навыки, которые получил в университете. Правда, изначально, я пошел работать не инженером туда, а оператором-наладчиком токарных станков с числовым программным управлением.
98-й год, в который мне посчастливилось работать на вагонзаводе, вызывает у меня негативные эмоции. В стране рушилось все…Сложно представить. Практики не было практически. Мало. Никуда нас не выезжали, не вывозили. Распределения не было. На вопрос преподавателям, на какой завод лучше идти, они отводили глаза. В общем, в таком духе.


-Как вы попали на работу на этот завод и был ли у вас какой-то опыт в других отраслях, предприятиях?
-Опыта у меня никакого не было вообще. Попал на завод я практически сразу после диплома, ждать не имело смысла, срочно нужна была работа.


-Расскажите про ваш первый опыт работы на заводе. Кем вы работали, какие задачи выполняли?
-Рабочим оператором-наладчиком станков с ЧПУ. Обязанности были следующие: стояло шесть токарных станков с числовым программным управлением, которые давно не работали из-за пожара. Вот из надо было перезапустить для какого-то немецкого проекта. Вагонзавод, кроме вагонов, выпускал в больших количествах электропогрузчики и взаимодействовал с другими предприятиями по всему миру.


-Есть ли у вас какие-то интересные случаи, произошедшие во время работы?
-Интересные случаи...Дефолт был. Который произошел прямо во время моей работы там. Через месяц. Это был самый интересный и непонятный случай в моей жизни, наверное. Происходило все следующим образом. Я еще помню, как в понедельник мы пришли, хихикали, что доллар 9 рублей. Потом все... В какой-то очередной понедельник я пришел, а цех пустой, вообще никого нет. Завод практически вот тогда и развалился. Он остановился и больше уже не пришел в ту норму. Вот. Нам зарплату тогда еще начали продуктами выдавать.
В день зарплаты я с двумя ящиками консервов, как сейчас помню, полз по вагоностроительной к победе кинотеатру на остановку трамвайную. Вот такой интересный случай.

Илья Аникин

Проработал на заводе с 2002 по 2016.
-Расскажите о вашем образовании и какие навыки вы применяли на заводе.
-Образование получил средне-специальное- электрогазосварщик. С этой специальностью я пришел на вагонзавод и показал свои умения.

 
-Как вы попали на работу на этот завод?
- Через газету «Калининградская правда» открыл работу. Первый был у меня по списку вагонзавод.

 
-Каким был ваш первый опыт работы на заводе, вы помните?
-Конечно. Мне сначала дали легкое, но я с этим быстро справился, и меня сразу автоматом перекинули на другой тяжелый участок, где я и проработал долгое время.
-А вот кем вы работали, вы сказали, а какие вот задачи вот именно перед вами стояли? Что вы должны были делать?
-И резать резаком, и варить, и... В общем, смекать всё по месту, и чтобы всё сошлось. Как пазл, так назовём. Кстати, да, вагон собрать — это как пазл.

 
-Есть ли у вас какие-то интересные или непонятные даже случаи, произошедшие во время работы?
-И электричество отключали, и мы тут находились на морозе. Холодно на заводе, а без электричества так вообще…Но ты никуда не уйдёшь. Ждёшь, когда включат обратно. Ты-то план должен выполнить.

 
-Есть ли какие-то награды, признания за ваши достижения?
-Ну, премиальные только были, а помимо премиальных, удосужился часами. То есть как... Ну, не лучший работник, но из лучших.

 
-Это только вам или...
-Нет, кстати, часы получил я. Другие получили только вознаграждения денежные.

 
-Понятно. А расскажите о своем росте на заводе. Какие там были повышения, переходы на более ответственные должности?
-Не было такого, просто нужно было уже не два вагона делать, а три вагона в день, и с этим справляться опять-таки. Ну, стараться. Быстрее, быстрее, быстрее. Гнать и гнать. Но еще и качество должно быть, количество.

Михаил Сергеевич Панферов

-Как Вас зовут и сколько времени вы работали на вагоностроительном заводе?

-Зовут меня Панфёров Михаил Сергеевич. На вагоностроительном заводе в первый раз я работал, когда мне было 15 лет. Вот как это получилось, я не знаю, как отец умудрился меня оформить, как они там обошли это законодательство в то время, я не знаю... Мне было 15 лет, и я все лето работал- окантовывал ящики металлической лентой. За три месяца заработал себе на магнитофон. По-моему, это стоило 240 или 220 рублей на тот момент. А потом я уже пришел на вагонзавод после окончания политехникума. И поскольку на вагонзаводе отец у меня работал всю жизнь, он меня устроил.


Первые восемь месяцев я проработал технологом в механо-сборочном цехе, но мне эта работа вообще не нравилась, потому что сидеть в техчасти скучно. И при первом же предоставившемся мне случае, я поменял место. Так, в 19 лет я стал мастером тормозного участка. А потом я работал в этом же механосборочном цеху мастером крупных деталей. Вот я там работал на участке крупных деталей до того момента, пока меня от завода не отправили в институт. Я, конечно, согласился.


И вот я поступил на рабфак, отучился месяц на факультете рабочей молодежи без экзаменов. После окончания института я вернулся на свой родной завод, естественно, я должен был три года отработать. Я стал старшим контрольным мастером в отдел технического контроля.


Эта работа отличалась от того, чему учили меня в институте, потому что отправили меня в вагоносборочный цех. Не стеснялся к рабочим подходить. Я этот вагон изучал. И вот у меня получилось так, что в этом вагоносборничном цеху в конечном итоге я попал на участок сдачи вагонов. Ну для завода это самый главный участок вообще.


Моя работа заключалась в том, что я был представителем завода. Были такие инспектора от Министерства путей сообщения (как бы купцы, ну мы их называли, да, пришел купец покупать вагон).Вот, я им предъявлял эти вагоны для окончательной сдачи. Еще через год, как я поработал старшим контрольным мастером, меня повысили в должность. Я стал начальником БТК - это бюро технического контроля, вагоносборочного цеха. А еще через полгода я стал замначальником БТК завода. У меня был уже там оклад 200 рублей. 30 рублей у меня было, как я вспомню, персональная надбавка с фонда директора. И, наверное, все премии, которые на заводе были, у меня были.

НАЧАЛЬНИК КУЗНЕЧНОГО ЦЕХА

Логвинов Сергей Александрович

Приехал я в 1972 году на вагоностроительный завод калининградский молодым специалистом после окончания Краматорской машиностроительной академии Донбасской машиностроительной академии. Направили меня работать в цех узлов, механиком, где я отработал год, потом ушел в армию. 

После армии работал конструктором несколько лет, потом директор завода предложил мне пойти начальником цеха кузнечного. Кузнечный цех представлял собой одноэтажное здание, довольно-таки низкое, без грузоподъемных механизмов, обслуживалось все элекропогрузчиками. Устанавливали штампы. Цех был тяжелый, горячий, потому что с раскаленным металлом имели дело. Но это была моя специальность. Коллектив в принципе был очень дружным, надежным. Цех никогда не был в отстающих, все время шли в авангарде. Проработал я там 4 года, потом стал начальником этого цеха. 

А потом построили Цех цилиндров, последний построенный при советской власти на заводе. Мне предложили возглавить этот цех. Цех этот был абсолютно новый, с нуля построенный, новое оборудование, соответственно, и коллектив новый. По прошествии многих лет я вспоминаю с теплотой кузнечный цех. У нас был там очень хороший коллектив и рабочие, текучки было мало. Работали все от души. У нас был термический участок, гальванический, разнообразная, интересная работа, каждый день познаешь что-то новое, чему в институтах не научат. 

На практике ты это познаешь, очень быстро и доходчиво – без лекций, без зачетов, но результат должен выдать в конце месяца. Не выдашь – значит, тебе премию не дадут. Поэтому мы старались – молодые были.

В тот год, когда я приехал, приехало 36 молодых специалистов. Это был такой массовый заезд – впервые со дня основания завода в 1946 году. Разнообразные были специалисты, из Брянска, из Калинина, из Ростова, из Донецка приехало 3 человека нас. Очень это вливание молодых специалистов изменило жизнь на заводе. У нас был сильный комитет комсомола, очень много проводили мероприятий – спортивных, культурных, у нас был дворец культуры, где сейчас дискотека Вагонка – это мы ее организовали, первую дискотеку в Калининграде и все это раскрутили. Потом поездки.

мастер ОТК

Лариса Александровна Новик

Я, значит, пришла на завод 5 мая 1977 года. Работала мастером ОТК, это контроль качества изделий. На заводе было очень много цехов и все их нужно было контролировать. Там же я встретила своего второго мужа, он был начальником цеха, мы правда потом расстались, но это не важно. Люди на заводе создавали семьи, а также и семейные, были и такие, что засиживались вдвоем, смотрю, она с ним у цеха сидит и сидит, и потом распадались семьи. Конечно, не без этого. Но были и династии и, как сказать, преемственность, когда целыми семьями работали, и дети, и внуки. Я коренная Калининградка, прусачка, родители приехали в Раушен после войны. Мы жили в доме рядом с башней, там, напротив магазин «Хлебный», ну знаете такой? Вот там я родилась. Вот там мне памятник и поставят. Новикова Лариса Александровна. Закончила я Государственный Технический Университет. Вы вот понимаете, как устроен завод? И какие там были цеха? Что завод вообще делал?

 
Завод поставлял вагоны в 28 стран. От думпкаров, это товарные вагоны, до запчастей. У завода был свой памятник, за которым мы ухаживали, подкрашивали там. Свое книжное общество от издательства «Знание» у нас подписки были, я была председателем, возглавляла его. Были свои дома от завода, хрущевки. Там жили рабочие, тем, кому давали. А общежития были напротив завода. Свой санаторий. Свой пионер лагерь имени Александра Матросова. Свой дом культуры, куда приезжали артисты и концерты там были. Туда приезжал Леонов. Актер, который. Его завод выкупал и он выступал. Билеты, правда, помню, покупали, ходили. Лановой у нас был прям на заводе, прям в цеху, он тогда в Светлогорске отдыхал и вот директор договорился, и он песни нам пел, стихи читал бесплатно. У меня несколько фотографий тех сохранилось.
И помню, если праздник какой, 7 ноября там, 1 мая, мы водку пили перед праздником, а что вы так не делали? Не в цеху, а собирались. Песня мне нравилась Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», вот ее очень помню, она к нам приезжала, у меня ее автограф есть. Почему-то любила эту песню. Ну это же те года были. А ездить я там, я рядом с заводом сейчас и не бываю, это все в прошлом.

библиотекарь

Вера Николаевна Матвеева

Зовут меня Вера Николаевна. На Вагонзаводе я работала с 1982 года в должности библиотекаря. До завода я работала в библиотеке Калининградского технического института. Вот это среда такая научная, студенты, а тут завод, производство. Мы переехали в другой район и оказались около завода. Вот, я туда и пошла устраиваться на работу. Сначала я работала не в библиотеке, сначала меня приняли технологом в отдел. Конечно, я не технолог никакой но, там нужно было разносить техническую документацию по цехам, вот оттуда я и узнала, как те вагоны делаются, как они выглядят. Поначалу так это было, конечно, и страшно, и интересно. Литература эта была для тех людей, кто делает вагоны, ещё там делали мебель из пластмассы, тоже был такой цех, делали игрушки или что-то для кухни. И вот для этого всего нужна была информация. Сами рабочие приходили, заказывали, какую-то книгу, рабочие реже, чаще это инженерно-технические работники. Они изобретали, например что-то, или они ремонтировали что-то, или какие-то вопросы по технологии возникали. Тогда они приходили в библиотеку, а в мою задачу входило найти литературу, или хотя бы источники информации, где они найдут ответы на свои вопросы. На территории завода было отдельное здание, в котором находился экспериментальный цех, отдел механизации и автоматизации. Как раз это такое подразделение, которое занималось разработками новыми, изобретатели там всё время тусили, так скажем, со всех цехов.

 
Раз в год мне надо было получать из областного библиотечного коллектора каталоги, тематические каталоги по машиностроению, про мебель, вагоны. Я брала эти каталоги и должна была разнести по цехам или отделам, руководителям, чтобы они познакомились, какая выходит литература по их профилю, они делали заявки, пометки. Вот мне нужна книга, например: «Тара, упаковка, контейнеры». Делаю методичку, и потом это собираю. Утверждает главный инженер завода и в течение всего года эта литература поступает в областной библиотечный коллектор, а я оттуда ее вожу заказчику. Это одна часть работы, другая часть то, что я выше сказала, ответы на вопросы, которые по технологии возникают: что-то не стыкуется, а как это сделать? И вот мы ищем, как покрасить, чтобы вагон, чтобы краска там хорошо, долго держалась, и мы ищем новое, что-то там в литературе. Также периодика, журналы были «Наука и техника» интересные. Рижский журнал был «Машиностроитель». Интересная деталь, вот с этими журналами. Поскольку в моих руках были решения заказывать тот или иной журнал или не заказывать, и вот я потихонечку, внедряла туда какой-то интерес научно-популярный. Вот раньше не заказывали, например «Наука и жизнь», он же популярный такой, просветительский. Да вроде как на заводе, зачем его? А я его потихоньку главному инженеру: «Вот надо, давайте, там такие статьи». То есть и людям нравилось.